Что делать с подростком

Раскрою вам большой секрет: в психологии единого мнения, когда этот самый подростковый возраст начинается и заканчивается, нет. Если вам уверенно заявляют о 13-15 лет, то это лишь средние значения, но у конкретного ребенка этот период может быть расширен. Психологи до сих пор не могут найти тот конкретный момент, когда еще вчерашний мальчишка стал подростком. Кроме того, проблему усугубляет еще и то, что из-за половых различий у девочек наступление подросткового возраста происходит раньше, чем у мальчиков.

Если обратиться к науке, то З. Фрейд назвал подростковый период или периодом пубертата с 12 до 15 лет. Согласно его концепции психосексуального развития – она представлена генитальной фазой, когда у подростков наблюдается повышенная возбудимость, чувство влюбленности, интерес к интимной жизни. На основе этого периода формируется генитальный характер, то есть «зрелость и ответственность в социально-сексуальных отношениях». Психоанализ считает, что излишняя тревожность подростка связана прежде всего с его либидо, то есть той внутренней и внешней возбуждением, с которым он не может совладать. Такая ситуация помогает подростку сформировать особую защиту своего «Эго».

Один из последователей Фрейда – Э. Эриксон полагал, что на развитие подростка прежде всего влияют социальные и культурные нормы общества. Но что любопытно — в его периодизации возраст от 6 до 14 лет называется «поздним детством», а от 14 до 20 лет — «юностью». Достаточно неожиданно, неправда ли?

Очень интересный взгляд мы можем наблюдать у Блоса, представителя неофрейдизма, который выделил 2 периода, относящихся к подростковому возрасту, но отличающиеся поведением детей. Первый период, так сказать, предшествующий тому самому подростковому возрасту, называется предпубертатным периодом, который длится от 10 до 12 лет, в эти годы ребёнок просто ведет себя агрессивно. Второй период длится от 13 до 14 лет – так называемый ранний пубертатный период, — когда ребёнок начинает капризничать, пытаться отделиться от семьи, вести себя упрямо и сосредоточен в основном на то, что вне семьи и дома.

Отечественные исследователи тоже не пришли к единому мнению по поводу сроков подросткового периода. Одни ученые считают, что период подросткового возраста происходит в рамках 11-14 лет, другие его расширяют и указывают с 10 до 15 лет. Они отмечают, что самой характерной чертой этого периода является тяга к общественно-полезной деятельности. Благодаря ей, подростки учатся учитывать мнение других, формируя свое собственное, проявляются свою внутреннюю активность. Ученые считают, что то, что дано природой человеку – это лишь предпосылка для развития, но не она определяет его, а культура и социум. Именно через них происходит психическое развитие подростка.

Если З. Фрейд объяснял особенности развития подростка биологическими законами, которые создают кризисы, то в Швеции в результате эксперимента было выяснено, что поведение в раннем детстве напрямую связано со взрослой жизнью человека.

М. Мид и Р. Бенедикт считают, что именно из-за особенностей культуры той или иной страны, появляются так называемые кризисы. Если ребёнок рано становится взрослым, то у него заметно ниже проявление так называемого подросткового возраста.

Другими словами, именно социальные обязательства и являются определяющим фактором в длительности подросткового периода, в том проявляется или отсутствует кризис, в наличии трудностей взросления.

Л. И. Божович объединяла биологические и социальные факторы, утверждая, что они действуют в единстве и в равной степени влияют на развитие подросткового возраста.

В.Г. Казанская в своей книге очень подробно описала созревание и развитие костно–мышечной системы, особенности кровеносной и дыхательной систем, развитие нервной системы, изменения в гормональной системе, индивидуально–типологические особенности организма подростков, — которые позволяют составить единую картину об изменениях, которые происходят с точки зрения биологии человека.

Таким образом, вы смогли убедиться, насколько неоднозначен во временных рамках и по пониманию различными исследователями подростковый период.

Ваш психолог: Дарья Фомичева

Рассказать об этой статье другим: