Секреты воспитания подростков

Запросы родителей, которые в недоумении от поведения сына или дочери-подростка в основном звучат так: «Ну, когда же это всё закончится? Еще вчера Антоша был таким хорошим, милым мальчишкой, всегда улыбчивым и позитивным. Мы его даже звали «позитивчик». Но наступил подростковый возраст и появилось ощущение, что какой-то злой волшебник подменил нашего Антошечку. Нервный, вечно злой, хамит…как же он хамит! Это невозможно терпеть! С отцом пробовали вести с ним себя и строго, и по-доброму. Всё бесполезно. Он словно находится в крепости, окруженной 100 метровой глухой стеной, никого не пускает. А на попытки попасть в эту крепость его реакция настолько неадекватная, что мы в растерянности, мы не знаем, что делать».

Самые важные вещи, которые нужно понять про подростковый возраст:

— подростка «плющит» изнутри;

— подросток уже не ребёнок, но еще и не взрослый.

Обычно родители начинают возмущаться, что тут нового? Все это уже давно и всем известно. Но стоит лишь осознать эти два факта, тогда лишние вопросы по воспитанию просто исчезают.

Мне бы хотелось из учебника анатомии привести несколько примеров, что творится внутри ребёнка на физико-анатомическом уровне:

В 12–16 лет (период полового созревания) из-за удлинения трубчатых костей интенсивно удлиняются и сухожилия мышц. В это время мышцы становятся длинными и тонкими, из-за чего подростки выглядят длинноногими и длиннорукими.

Период с 12 до 16 лет: растут мышцы, которые обеспечивают вертикальное положение тела, особенно подвздошно-поясничная, играющая важную роль в ходьбе. К 15–16 годам толщина волокон подвздошно-поясничной мышцы становится наибольшей.

С 13 до 15 лет сократимый отдел мышцы растет особенно быстро. К 14–15 годам дифференцировка мышц достигает высокого уровня.

В отличие от произвольного напряжения скелетных мышц процесс их произвольного расслабления достигается труднее. Данная способность с возрастом увеличивается, поэтому скованность движений уменьшается у мальчиков до 12–13 лет, у девочек – до 14–15 лет.

Оцените, сколько всего выпадает на долю подростка в этот период? Отсюда и сонливость, и приступы активности и неожиданной пассивности, желание полежать, поспать. Но родители упорно называют это ленью, нежеланием что-либо делать, тем самым отдаляя от себя ребёнка.

Когда я писала статью о возрастных рамках подросткового периода и том насколько они неоднозначны в науке, в проявлениях ребёнка можно заметить все же некоторую закономерность, по которой можно определить начало подросткового периода. Перед ним ребёнок начинает себя вести агрессивно. Очень агрессивно. Прежде всего, это связано с тем, что к нему приходят первые осознания того, что он уже не ребёнок, а также приближается момент отделения себя от родителей. В младшем школьном возрасте ребёнок хоть и пытается быть самостоятельным, но все равно он всегда и во всем ориентируется на родителей, в подростковом же происходит полное отторжение от родителей. Они уже не кажутся ему идеальными, он достаточно критично начинает оценивать их достижения. И как же раздражает это родителей! Ведь наступает момент, когда их действия анализируют и оценивают.
И здесь начинается борьба родителей со своим чадом. Подросток защищает свою территорию, родители свою. И получается некая болтанка, то подросток агрессивно ведет себя по отношению к родителям, то, наоборот, специально вызывает их агрессию на себя, пытаясь стать дальше от них, самостоятельней и независимей. И как же досадно осознавать, что зависишь от родителей по всем фронтам! А они еще постоянно бьют по «больной мозоли», напоминают, что ты никто и звать тебя никак.

Этот период подросткового возраста, наверное, самый бурный и опасный. Если подросток не ощущает того, что его уважают, то он начинает это уважение искать у посторонних лиц. И даже самые незначительные проявления заставляют его идти за тем человеком. Смотреть на него, как на кумира.

Быть кумирами для сына или дочери все-таки лучше родителям. Но задетое подростком самолюбие взрослого не позволяет посмотреть на него как на «еще не взрослого, но уже и не ребёнка». Очень часто при консультировании выясняется, что подросток готов к общению, к выполнению просьб, помощи, но родители настолько неграмотно строят с ним отношения, что все их усилия сводятся на нет. В итоге подросток остается сидеть в своей крепости, а родители гневно поглядывают на него и осуждают.

Ваш психолог: Дарья Фомичева

Рассказать об этой статье другим: