что делать если ребёнок стащил вещь

«Зачем он это сделал?», — спрашивает взволнованный родитель, когда приходит на консультацию. Несомненно, тема воровства очень серьезная, она порой застает родителей врасплох, и они лишь недоумевают: ведь их ребенок прекрасно соображает и знает, что такое хорошо и что такое плохо. А тут такое преступление!

Но практически каждый дошкольник в детстве что-нибудь и у кого-нибудь слямзил, просто вы могли не знать этого, и чтобы понять причины: зачем и почему и что с этим делать, достаточно знать психологию дошкольника. О мотивах такого поступка вы можете почитать по этой ссылке.

Ребята дошколята (психология дошколят)

Очень часто родители забывают, что их маленький хулиган всего лишь ребенок. Он не может в силу возраста понимать и оценивать, как ему будет плохо в будущем, если он возьмет так сильно желаемую вещь. Дети живут здесь и сейчас в отличие от нас, взрослых. А поэтому ими движет получить удовольствие сейчас, сию минуту! Для этого возраста характерна очень сильная импульсивность. Кстати, такое сохраняется часто и у взрослых, которые не умеют контролировать и не умеют сопротивляться своим внезапным желаниям. Наверняка, вы можете вспомнить себя или подруг, которые сначала поддались желанию, а потом раскаивалась, виновато бормоча: «Ну вот, всю зарплату угрохала…но мне так хотелось эту сумочку…». Если для взрослых это повод наведаться к психологу, то вот для детей эта самая импульсивность – нормальная черта, возрастная особенность, которая по идее с возрастом и опытом должна перерасти в сознательность.

Ошибки взрослых

Наверное, сейчас я вас удивлю, но часто родители, сами того не замечая, толкают своих детей к воровству. Когда в воспитании царит полный хаос, говорить о порядке в голове у ребенка не приходится. Часто мама и папа между собой играют в плохого и доброго полицейского, прямо как в фильмах! Добрый все разрешает, а злой в то же время все запрещает. Такое поведение заслуживает отдельной статьи, поэтому если резюмировать кратко, то это дезориентирует ребенка, он не поримает, где правда, где нет, что можно, что нет, в голове настоящая неразбериха! А где царит анархия, там правил нет!

Иногда родители ведут себя крайне неадекватно: говорят одно, делают другое. Эта вечная несогласованность становится причиной формирования противоречивой картины мира у ребенка.

Очень плохо, когда ребенок лишен ограничений, ему можно все и в любое время. В этот момент он формирует у себя чувство вседозволенности, а поэтому, когда берет чужую вещь, считает это нормальным, потому что он король, а вещь его собственность, и неважно, что она принадлежит другому мальчику. Хочу и все!

Другая опасная сторона, когда ребенок находится под постоянным контролем. Его бдят днями и ночами, ни минуты самостоятельной детской жизни. И воровство для такого ребёнка становится глотком свежего воздуха, попыткой себя проявить, отличиться, нарушить систему.

Как видно из всех этих ошибок в воспитании, все сводится к давно знакомой истине: ребенка надо не воспитывать, а показывать все стороны жизни своим собственным примером. Мне очень часто приходится видеть в глазах родителей разочарование: они пришли «лечить» ребёнка…а в итоге, оказывается, что ребёнок нормальный и развивается хорошо, и что проблема в них самих. А как это не хочется признавать! А ведь по моей личной статистике в 70% случаев – проблема с детьми возникает при каких-то сбоях в семейном укладе или в ошибках воспитания. Плохое поведение детей – отражение поведения родителей.

Случай из практики

На одной консультации случился парадоксальный случай: родители очень сильно были испуганы тем, что их ребенок своровал в школе телефон. Был грандиозный скандал. К психологу маленького хулигана буквально притащили исправлять. Но каково же было удивление, когда в ходе беседы школьник удивленно спросил: «Почему маме с папой с работы можно приносить разные вещи, а ему нет?!». И ведь они еще хвалились при сыне тем, что удалось оттуда ухватить!

Ребёнок, недолго думая, понял, что воровство – это нормальная обыденная вещь, «ведь родители так делают и радуются», значит и он может взять и принести домой чужую вещь.

Ребенок своровал что делать?

Итак, вы оказались перед неприятным фактом — ваш ребенок своровал. Прежде всего, конечно, нужно вернуть вещь и извиниться. Обычно воспитатели, учителя и родители идут на встречу и корректно эту тему закрывают.

Далее вам необходимо провести работу с ребёнком.

Высказать то, что вы думаете о поступке ребёнка. Повторяю: О ПОСТУПКЕ, а не о нем самом. Подумайте, не показывали ли ему вы своим примером, что брать чужие вещи иногда можно. Да-да, мыло и шампуньки (а кто-то и тапки с полотенцами тащит) из номера отеля могли послужить сигналом ребёнку, что брать чужое – это нормально. НЕ оскорбляйте ребёнка, он должен понять, что плох его поступок, а не он сам.

Провести конструктивный разговор, в котором вы должны достичь трёх целей:

  • Поделиться своими чувствами с ребенком по поводу этого поступка. Вы и сами выговоритесь, и ребёнок, глядя на вас, будет учиться высказывать свои эмоции;
  • Дать понять ребенку, что чувствует другой человек, у которого украли вещь. Приведите любой пример из вашего опыта, или придумайте, что у вас когда-то что-то украли. Что вы чувствовали в данный момент.
  • Попросите ребёнка представить, что у него украли любимую игрушку. Поговорите о том, что бы он чувствовал, было ли ему обидно, неприятно.

Важно помнить, что события с эмоциональным окрасом запоминаются хорошо, поэтому в результате такой беседы ребенок поймет, что воровать — это плохой поступок, который приносить и гнев, и обиды.

Хотелось бы отметить, что есть и особый случай – постоянное воровство, когда семейные разговоры не помогают. В данном случае рекомендуется посетить психолога очно, чтобы выяснить причины и найти выход из ситуации.

Ваш психолог: Дарья Фомичева

Рассказать об этой статье другим: