Как воспитывать ребёнка

В данной статье изложены принципы метода естественных и логических последствий. Если вы не знакомы с его основами, то я вам предлагаю почитать о них в этой статье.

Главный принцип данного метода – это принцип постоянства. Не нужно применять метод воспитания от времени к времени, в зависимости от настроения и так далее. Родители должны настойчиво следовать своему пути, что поможет избежать детских манипуляций. Этот принцип поможет самовоспитанию родителям, потому что ровный настрой всегда воспитает привычку не срываться на детях и держать свой гнев при себе, если они совсем плохо ведут себя.

Принцип связности подразумевает, что последствие (то, о чем вы предупреждали) должно быть связано напрямую с плохим поведением ребёнка.

Например, вы семьей собирались в определенный день покататься на аттракционы, но к этому времени дочь должна была выполнить домашнее задание, потому что после аттракционов времени на это у нее уже не будет. Она уверяла, что всё сделает, но перед самым отъездом выяснилось, что уроки до сих пор не сделаны. В этом случае дочь остается дома, а все остальные едут на аттракционы.

Дочка была в курсе поездки, она знала, что ей необходимо было сделать уроки к определенному дню, но она и не сделала (плохое поведение), поэтому не поехала на аттракционы (последствие).

В данном принципе важно не путать наказания типа: не сделала уроки, лишена игры на приставке. Между уроками и приставкой нет никакой логической связи, а значит ребёнок не извлечет из этого никакого урока для себя лично.

Принцип осмысленности – один из важных принципов, который подразумевает то, что между вашим советом, предостережением и т.д. и возможностями понять вас правильно ребёнком не должно быть преград.

Например, как можно пытаться шантажировать ребёнка, что, если он будет себя плохо вести, то не дадите ему в этом месяце деньги на карманные расходы, если ему пока еще только 4 года, и он в принципе не очень понимает, что это за монетки и бумажки? Вот если ребёнок намного старше, то это возымеет хоть какую-то силу, и он вас послушает, потому что уже понимает цену деньгам.

Принцип знания последствий. Ребёнок обязательно должен знать те последствия, что его ждут в случае плохого поведения. Кроме того, это формирует ответственность.

Вечером отец сообщил сыну о том, что в субботу они идут на футбольный матч. Единственное, что попросил отец – это убраться в комнате, потому что вернуться они должны поздно, и не хотелось проехаться на какой-нибудь машинке сына. Да и чистота в квартире – это всегда приятно.

Сын клятвенно обещал, что сдержит слово и уберется. Но к 7 вечера, когда уже было время выходить, отец обнаружил, что сын все это время играл вместо уборки. Отец позвонил своему другу, и они вместе поехали на матч. А сын сделал свой выбор, хоть и очень расстроился.

Принцип неотложности больше относится к совсем маленьким детишкам. Именно для них важно, чтобы последствия из-за плохого поведения наступали практически моментально, тогда от этого будет эффект в воспитании. В противном случае он просто не увидит никакой связи.

Маша лазает повсюду, мама постоянно следит за ней, но тут не уследила: Маша умудряется залезть в горшок с землей и выгрести ее на пол. Мама, конечно, очень недовольна и собой, и Машей. Она сажает Машу в манеж, и продолжает заниматься своими делами.   

Таким образом, Маша освоила урок, что если она будет лезть в этот горшок, то она тут же будет оказываться в манеже.

Принцип недолгих последствий говорит о том, что эффективность последствий (наказаний, которые дают опыт ребёнку) падает со временем. Чем быстрее наступит последствие после плохого поведения, тем эффективнее будет результат понимания ребёнка.

Саше сказали, что если он опять закончит четверть с тройками, то лишат его приставки на всю следующую четверть.

Такие долгосрочные последствия не особо работают, потом ребёнок может просто смириться и забыть про соглашение с родителями. Хорошо, если последствия растягиваются максимум на день-два.

Принцип сохранения родительского равновесия. Ребёнок ведет себя отвратительно, хочется уже просто в ухо ему орать, потому что ощущение, что он вообще не слышит. Но данный принцип учит родителей тому, что после последствий всегда идет действие, но ни крики, нравоучения, лекции и так далее.

Запомните простую схему: последствие → действие

Другими словами, ребёнок плохо себя вел, он получил то, о чем вы предупреждали. Вот оно действие.

Важный принцип, особенно для подростков – это принцип альтернатив. Хорошо, если вы будете давать возможность ребёнку делать выбор не из двух вариантов, а из 3 и более. Это учит логически думать, ответственности, умению взвешивать все за и против.

Например:

Подросток сообщил родителям, что хочет справить свое день рождения на даче. Мама дала ему 4 варианта:

— ты можешь праздновать на даче, но еду оплачивать из собственного кармана, и после праздника всё будет убрано;

— ты можешь праздновать в квартире, я приготовлю на стол, но уборку ты снова берешь на себя;

— ты можешь отпраздновать свой день рождения в кафе, и это будет нашим подарком тебе.

Принцип, который бы я хотела также выделить – это принцип единства. Нужно понимать, что если вы решили ввести в своей семье такой метод воспитания, то в этом должны участвовать все ее члены. Этот вопрос можно обсудить на семейном совете, системе, которая укрепляет семейные отношения и помогает разбирать сложные ситуации. Родители, в свою очередь, должны быть образцами поведения для своих детей. Очень частая ошибка – мнение, что данный метод касается только детей. Нет, нет и нет. В таком укладе жизни принимают все участие, просто играют разные роли.

Надеюсь, вам было интересно узнать про данный метод воспитания. В следующей статье я расскажу про его плюсы и минусы.

Ваш психолог: Дарья Фомичева

Рассказать об этой статье другим: