Как научить уважать родителей

«Кто легко склонен терять уважение к другим,

тот прежде всего не уважает себя. »

Федор Михайлович Достоевский

Как часто мы слышим, да и сами повторяем, оценивая ту или иную ситуацию, фразы: «Да ты меня вообще уважаешь?!», — кричит в гневе муж, или бабушка нравоучительно вещает: « А это всё ваше воспитание, совсем уважению не научили», а как часто в растерянности любимая женщина восклицает: «Где твоё уважение? Почему ты так со мной?». А как часто на консультациях с детьми можно услышать, что родители совсем их не уважают. Знакомо?

Подмена уважения

Нужно признать, что тема уважения весьма субъективна, ведь для одного человека отсутствие уважения – это неисполнение его воли, в то время как другого – такое возмутительное поведение является лишь попыткой отстоять свою точку зрения и не потерять своё Я. Согласитесь, каждый по-своему прав, и мне кажется, что в этих противоречивых ситуациях надо разобраться.

Уважение как вежливое и дипломатическое отношение

Если уважение рассматривается с точки зрения вежливости и дипломатичного отношения к другому, то весь корень зла нужно искать во внутрисемейных отношениях. Данный аспект очень явно просматривается на семейных консультациях, когда родители и дети ярко демонстрируют особенности поведения и статусы каждого из членов семьи. Как правило, родители с проблемными и невежливыми дочками и сыночками, описывая ситуацию, часто не стесняются в выражениях и не выбирают корректные слова по отношению к своим чадам, тем самым подчеркивая свое превосходство и ущербность собственных детей.

Родители в отношениях с детьми забывают простую истину: Дети – это наше отражение и великие учителя. Оголяя недостатки в семейных отношениях, пытаются донести до своих родителей, как себя нельзя вести.Именно поэтому стоит все выходки детей воспринимать, как жизненные уроки и подсказки в наличии проблем в отношениях, нежели как наказание.

Воспитание уважения

Не стоит требовать от ребёнка уважения, если ты сам не демонстрируешь уважение по отношению к своим родным и близким. Ведь, как известно, детей воспитывать бесполезно, им нужно показывать личный пример вежливого и уважительного обращения с другими людьми.

В вопросе воспитания уважения есть одна очень большая проблема, с которой часто приходится работать несколько сеансов. Это проблема признания родителями равноправности всех членов семьи.  Приходится часто слышать: «Как так?! Разве возможно, что какой-то наглый сопляк был наравне со мной. Вот пусть сначала университет закончит, профессию получит, добьется чего-то в жизни. А там посмотрим». Только подумайте, сколько планок надо преодолеть ребёнку, чтобы наконец-то родители начали его уважать и считать равным себе!

Парадоксально, но чаще по вопросам уважительного отношения в семье приходится работать именно с родителями.

А вот положение детей чаще незавидное:

— требуется защитить и сохранить свое Я;

— приспособиться, втиснувшись в семейное пространство, в котором ему выделяется место глупыша, заведомо лишенного значимых социальных успехов по сравнению с родителями;

— затаиться, переждать этап собственной несостоятельности, о которой постоянно говорят родители.

Именно так и живет ребёнок, от которого требуют уважения, но не проявляют его по отношению к нему. Дети – прекрасные приспособленцы. И когда наступает подростковый период, он начинает осознавать, что у него есть самостоятельность, силы и что уже может спокойно выйти из своего убежища и наконец-то показать родителям, где раки зимуют. Надеюсь, это внесло ясность, почему вдруг ребёнок-подросток становится чужим?

Самая действенная практика для родителей – это попробовать поставить себя на место ребёнка. Представьте, что вам постоянно напоминают о том, что вы несостоятельны, зависите от родителей, ваше мнение не имеет веса, потому что вы еще глупы и «жизни-то толком не видали». Это отношения по схеме: начальник-подчиненный. Вам приходится терпеть, если вам очень нужна эта работа. С детьми то же самое: они терпят все выходки родителей, потому что в данный момент жизни они нуждаются в этом обществе, от него напрямую зависит их жизнь.

Мы все знаем эти фразы: «Как аукнется, так и откликнется», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», «Всё, что ты даешь миру, вернётся к тебе бумерангом» и так далее. Они идеально подходят и в отношениях с детьми, если вдруг «откликнулось» не так, как вы ожидали, значит ищите ошибку в своем поведении и словах, а уже потом обращайтесь к ребёнку. Он –отражение вашего поведения.

Помните, что успех в решении проблемы уважения в семье гарантирует готовность ее членов найти выход, а не главного виновника.

Если вы запутались и не знаете с чего начать, то в этой статье вы найдете практические рекомендации по анализу ваших взаимоотношений с детьми.

Если вам интересны особенности подросткового возраста, вы озадачены поведением ребёнка, не знаете, что делать и как себя вести, рекомендую вам прочитать серию статей, посвященных теме подросткового возраста.

Прекрасного дня!

Ваш психолог: Дарья Фомичева

Рассказать об этой статье другим: