Принципы метода естественных и логических последствий

Давайте рассмотрим принципы метода естественных и логических последствий. Если вы не знакомы с этим методом воспитания, то я вам рекомендую почитать о нем в этой статье.

Родители по настроению и прочие грубые ошибки воспитания

Давайте рассмотрим принципы метода естественных и логических последствий. Если вы не знакомы с этим методом воспитания, то я вам рекомендую почитать о нем в этой статье.

Главный принцип данного метода – это принцип постоянства. Не нужно применять метод воспитания время от времени или в зависимости от настроения. Родителям следует настойчиво следовать выбранному пути, это поможет избежать детских манипуляций и истерик. Принцип постоянства поможет и самим родителям сохранять ровный настрой: воспитает привычку не срываться на детях и держать свой гнев при себе, если они ведут себя очень плохо.

Принцип связности подразумевает, что последствие (то, о чем вы предупреждали) должно быть связано напрямую с плохим поведением ребёнка.

Например, вы семьей собирались покататься на аттракционах, но к этому времени дочь должна была выполнить домашнее задание. Она уверяла, что всё сделает, но перед самым отъездом выясняется, что уроки до сих пор не сделаны. В этом случае дочь остается дома, а все остальные едут на аттракционы.

Дочка была в курсе поездки, она знала, что ей необходимо было сделать уроки к определенному времени, но она их не сделала (плохое поведение), поэтому не поехала на аттракционы (последствие).

В данном принципе важно не путать наказания типа: не сделала уроки, лишена игры на приставке, но едет на аттракционы. Между уроками и приставкой нет никакой логической связи, а значит ребёнок не извлечет из этого никакого урока.

Принцип осмысленности подразумевает, что родителям следует максимально понятно объяснять, что ждет ребёнка в случае неисполнения своих обязанностей.

Принцип знания последствий предполагает, что родители должны четко объяснить те последствия, которые ждут ребёнка в случае плохого поведения. Кроме того, это формирует ответственность.

Отец предлагает сыну сходить на футбольный матч в субботу, и поэтому попросил прибраться в комнате, потому что они приедут поздно и времени на это у сына уже не будет. Сын обещал это сделать, но перед выходом отец обнаружил, что сын все это время играл вместо уборки. Отец позвонил своему другу, и они вместе поехали на матч. А сын, конечно, сильно расстроился, но остался дома.

Принцип неотложности предполагает, что последствия непослушания должны вступать в силу сразу после нарушения договоренностей. В противном случае ребёнок не увидит никакой связи между своим поведением последствиями после них.

Маша любит безобразничать, мама постоянно следит за ней, но тут не уследила: Маша умудряется залезть в горшок с землей и выгрести ее на пол. Мама, конечно, очень недовольна и собой, и Машей. Она сажает Машу в манеж, и продолжает заниматься своими делами.

Таким образом, Маша освоила урок, что если она будет лезть в этот горшок, то она тут же будет оказываться в манеже.

Принцип недолгих последствий говорит о том, что эффективность последствий (наказаний, которые дают опыт ребёнку) падает со временем. Чем быстрее наступит последствие после плохого поведения, тем эффективнее будет результат понимания ребёнка.

Саше сказали, что если он опять закончит четверть с тройками, то его лишат приставки на всю следующую четверть.

Такие долгосрочные последствия не приносят положительных результатов, ребёнок может забыть про соглашение с родителями. Допустимо, если последствия растягиваются максимум на день-два.

Принцип сохранения родительского равновесия. Ребёнок ведет себя отвратительно, но ваши замечания совсем не слышит. Вам хочется повысить голос, но данный принцип учит родителей тому, что после последствий всегда идет действие, но ни крики, нравоучения, лекции и так далее.

Вся схема метода естественных и логических последствий выглядит так: последствие → действие

Другими словами, ребёнок плохо себя ведет, вы предупреждаете о последствиях, он не слушает, он получает то, что вы обещали ему за плохое поведение.

Важный принцип, особенно для подростков – это принцип альтернатив. Родители могут давать выбор не из двух вариантов, а из трёх и более. Это учит логически думать, брать на себя ответственность, уметь взвешивать все за и против.

Например:

Подросток сообщил родителям, что хочет справить свой день рождения на даче. Мама дала ему 4 варианта:

— ты можешь праздновать на даче, но еду оплачивать из собственного кармана, и после праздника всё будет убрано;

— ты можешь праздновать в квартире, я приготовлю стол, но уборку ты снова берешь на себя;

— ты можешь отпраздновать свой день рождения в кафе, и это будет нашим подарком тебе.

Принцип, который бы я хотела также выделить – это принцип единства. Нужно понимать, что если вы решили ввести в своей семье такой метод воспитания, то в этом должны участвовать все ее члены. Этот вопрос можно обсудить на семейном совете, системе, которая укрепляет семейные отношения и помогает разбирать сложные ситуации. Родителям следует быть образцами поведения для своих детей.

Очень частая ошибка – мнение, что данный метод касается только детей.

Надеюсь, вам было интересно узнать про данный метод воспитания. В следующей статье я расскажу про его плюсы и минусы.
Полезная статья? Поделитесь с теми, кому она будет интересна!
Показать еще статьи