Вербализм у детей

Или когда ребёнок говорит заумно. Что за этим скрывается?
Встречая говорливых и эрудированных детей взрослые пребывают в нескрываемом восхищении: «Какой умный ребёнок, мне бы такого! Мыслит не по годам!». И, безусловно, такие комплименты словно бальзам на душу родителям. И они даже не задумываются о том, чем это грозит для малыша в будущем. Такая эрудированность ребёнка, изложение якобы своих мыслей по-взрослому, может таить в себе весьма необратимые процессы, о которых мне бы и хотелось поговорить в данной статье.
«Птица-говорун отличается умом и сообразительностью»
Должна признаться, что тема трудная, прежде всего потому, что родители таких детей настолько уверены, что всё в порядке, что обратить их внимание на какие-то негативные последствия в большинстве случаев не представляется возможным.

И я понимаю их в какой-то мере, как не гордиться своим ребёнком? Какая тут может быть опасность, когда он может сутками говорить о всяких серьезных вещах, делая вид, что он в этом разбирается даже лучших взрослых? Естественно, родители с радостью участвуют с ним в серьезных разговорах, и не замечают того, что большую часть умозаключений ребёнок у них заимствует, выражая мысли другими словами.

На самом деле, у таких детей нет своего мнения, они лишь подражают взрослым. Их фразы шаблонны, а в голосе и интонации чувствуется неестественность, наигранность. Да откуда может появится это мнение, если у ребёнка нет ни опыта, ни достаточных знаний…

И пока ему аплодируют и восхищаются, ребёнок рад стараться, чтобы еще и еще порадоваться своих родных. Но при этом он игнорирует свои потребности, истинно детские.

Многие взрослые считают, что вербализм — показатель высокого интеллектуального развития. Но это заблуждение! Ребёнок просто проецирует то, что закладывают в его голову сами родители. Их мысли, убеждения и суждения.
Коварная сторона вербализма
Почему в моих словах сквозит категоричность? Что тут такого...говорит и говорит...повторяет и повторяет? А в этом есть один очень важный нюанс!

Эти дети лишены детских радостей, им трудно найти общий язык со своими сверстниками. Они постоянно находятся в стороне, потому что глобальные проблемы человечества не интересны детям. Им интересно бегать, играть, прыгать и получать от жизни удовольствие, треская конфеты. Но простые радости для такого ребёнка становятся абсолютно недоступными: он не умеет завязывать отношения, а если и пытается, то считается в детских кругах заумным и занудой.

А как строить отношения с другими, если человек этому не научился?

Когда ребёнок общается, он постигает мир другого человека, знакомится с его чувствами, учится их распознавать. И получается, что при вербализме ребёнок лишается этого опыта. У него есть лишь некоторые теоретические познания, но на практике абсолютное непонимание действий, мыслей, чувств другого человека.

Часто родители таких детей настроены категорично. Из их уст можно услышать слова о том, что их ребёнок особенный, умный, в то время, как другие бездари и занимаются ерундой. И тем самым они поощряют социальную изоляцию, усугубляя проблему.

В любом случае воспитание ребёнка — это сфера ответственности родителей. Как мне кажется, важно развивать ребёнка в двух направлениях: шаг за шагом знакомить с миром, вырабатывать свое собственное мнение и позволять ему общаться со сверстниками, набираясь социального опыта.
Полезная статья? Поделитесь с теми, кому она будет интересна!